Подшипники
Строение и маркировка подшипников
Подшипник (bearing) состоит из наружного и внутреннего кольца, между которыми находятся шарики. Они помещены в гнездах сепаратора (латинское слово separator – «отделитель»), который отделяет шарики друг от друга и не дает им выпадать наружу. Иногда кольца и сепаратор называют словом «обойма» (так именуют любые охватывающие детали).
Подшипники бывают открытые, а бывают с крышками (с одной или с двух сторон). Крышки (их еще именуют пыльниками) защищают внутреннюю часть от попадания пыли, грязи, песка и других посторонних частиц. Крышки бывают съемные (крепятся стопорным кольцом из тонкой пружинистой проволоки), а бывают намертво впрессованные в наружное кольцо подшипника.
Влага и прочие враги металла так и норовят просочиться внутрь подшипников (в самое сердце роликов!), спасения от них нет. Для герметичности дополнительно делаются резиновые уплотнения, но и они изнашиваются от трения. Больше пока ничего не придумали. Проблема влаго- и пылеизоляции до сих пор не решена окончательно. Подшипники выпускаются различных размеров и имеют различную маркировку. Например, часто можно увидеть маркировку серии 608, реже 688 и 698. За номером серии могут идти разные латинские буквы (от одной до длинного ряда), которые, например, означают наличие и количество (одна или две) крышек. Подробнее вникать в маркировку не очень интересно, мы же не в отделе снабжения работаем. Все равно имеющийся выбор подшипников небогатый. Спортивные магазины нас обилием запчастей не радуют. По этой же причине не будем называть конкретные фирмы-производители подшипников. Отметим только, что подшипники делают одни компании, а ролики в сборе – другие. Теперь поговорим о знаменитой шкале «абек» (ABEC). Поскольку она повсеместно используется для маркировки ходовой части роликов, то все разговоры крутятся вокруг этой темы, которую подбросили роллерам, чтобы отвлечь от более важных дел. Что же это за буквы? Это аббревиатура некой загадочной организации «Ежегодный совет производителей подшипников» (Annular Bearing Engineering Council). Существует пять классов точности изготовления по этой шкале: 1, 3, 5, 7, 9. Цена подшипников растет от 1 до 9.
А что эти классы означают на практике? Вот мнения роллеров. Чем выше цифра, тем выше качество, меньше люфт, лучше качество полировки шариков, подшипники легче и быстрее крутятся, улучшается процесс качения… В принципе, сущность классов точности понимают только те, кто изучал тему «допуски и посадки». А это и слесари, и инженеры. Они-то сразу врубились в суть дела. Они еще знают, например, такое слово, как «прецизионный» (что соответствует в данном случае классу ABEC7). По-французски «precision» означает просто «точность». Точность изготовления – она и есть точность изготовления. Точнее не скажешь.
Вдаваться в допуски мы не будем. А продолжим излагать мнения простых роллеров. ABEC1. Самые простые подшипники низшего класса, зато их не жалко применять в суровых условиях эксплуатации для агрессива и фитнеса. «Эстетам» брать нельзя, чтобы не опозориться в обществе. С техобслуживанием тоже есть трудности. ABEC 3. Годятся для начинающих, для детей, для отдыха и (по тем же причинам, что и предыдущий класс) для агрессива и фитнеса.
ABEC 5. Самый популярный и универсальный вариант. Годятся и для отдыха, и для скоростников, и для хоккея, и для тех, кто ездит по хорошим поверхностям. Те, кто экономит деньги или еще имеет мало опыта катания, пусть лучше берут предыдущий класс.
ABEC 7. Самый высокий класс. Реально нужен скоростникам. Требует осторожного обращения, так как их легко загробить.
ABEC 9. Лучше самых лучших. Сверхпрецизионные. Но это мало кто может проверить и оценить. Имеет смысл брать, если есть лишние деньги или желание выделиться. Добавим еще, что шкала ABEC пришла к нам из далекой Америки вместе с роликами. Но некоторые производители идут своим путем и делают, что хотят. Например, один известный производитель подшипников разработал свой собственный стандарт (именно для роликов) ILQ. В некоторых моделях применяются керамические шарики или меняется количество шариков. Еще есть титановые подшипники, – якобы более износоустойчивые. Некоторые «независимые» производители делают подшипники совершенно оригинальных конструкций (позаимствованных с некоторых велосипедных малоответственных узлов), их ресурс соответствует цене. Имеются на неофициальном рынке и российские подшипники, просочившиеся из различных отраслей промышленности (приборные, общего применения, автопрома) в бытовую сферу; берут их на свой страх и риск по причине отсутствия гарантий применяемости и сомнений в законности происхождения.
Техническое обслуживание подшипников
Подшипники изнашиваются. Износ зависит от пробега (количества пройденных километров) и количества песка и грязи на дорогах, а значит, и внутри сердца роликов. «Убить» подшипники можно и за один, так сказать, сеанс – если ехать по воде, например, после дождя или за поливальной машиной, не объезжать лужи и так далее. На следующий день подшипники могут «встать», заклиниться намертво. Как вы догадались, это работа обычной ржавчины, которая очень любит хорошую сталь. Ржавчина, как и СПИД, передается при непосредственном контакте, там, где есть трение и влага. Трение стали о сталь образует свеженькие микротрещинки, туда попадает влага, образуется водная пленка и коричневая чума начинает свое стремительное действие, причем дружно и одновременно по всем поверхностям. Ржавчина берет количеством, а не качеством. Однако не будем вас пугать и учить, как правильно жить. Может быть, для вас возможность получить кратковременное удовольствие (проехать по луже) затмевает все предсказуемые отрицательные последствия?
Все более-менее продвинутые роллеры знают, что подшипники требуют чистки и смазки. То, когда пришла пора это делать, специалисты определяют по звуку, а прочие тогда, когда подшипники начинают «подтормаживать» и «заедать» во время катания. Разборка узла колес начинается с откручивания винта шестигранным ключом. Не прикладывайте адских усилий, а то испортите либо ключ, либо головку винта (что окажется мягче). Просто следите, чтобы ключ полностью вошел в гнездо и слегка прижимайте его внутрь, чтобы он не выскользнул обратно раньше времени. Когда будете закручивать обратно, соблюдайте правила хорошего тона механиков – делайте это так, чтобы потом можно было легко открутить кому-то другому.
Если нет специального съемника (он иногда прилагается в комплекте с роликами), подшипники и прочие детали выдавливайте осторожно, желательно чем-то мягким, чтобы не оставлять царапин. Далее следует снять с одной стороны крышку-пыльник. Если она съемная, то извлеките стопорное кольцо – подцепите чем-то острым и вытащите пинцетом, пока пружинка не упрыгала в неизвестном направлении. Советуем завести себе хороший пинцет – вещь очень нужная, поскольку наши пальцы очень толстые в сравнении с маленьким подшипником. Работайте при хорошем освещении, а не на ощупь. Нужно хотя бы видеть, куда вы залезли.
Если крышка впрессована, то ее придется варварски выковыривать и выбрасывать. Начинайте это делать ножом от внутреннего края, где она не закреплена. Затем отгибайте и вырывайте пассатижами, плоскогубцами или прочим похожим инструментом. Удалить крышку не сложнее, чем открыть консервную банку. Только, пожалуйста, старайтесь не перекурочить соседние детали и собственные пальцы. Другую крышку не трогайте – поставите подшипник ею наружу.
Далее нужно произвести чистку и смазку. Мы опишем стандартный способ, отработанный за сто с лишним лет на различных видах подшипников. Остерегайтесь всяких прочих вариантов и удивительных «открытий» далеких от техники людей. Не используйте нагревательные приборы, бытовую технику и химию. В области чистки и смазки все уже давно открыто и никаких усовершенствований не требуется. Нужно лишь освоить нехитрые операции и научиться делать их быстро и смело, а не рассусоливать часами. Подшипники в роликах ничем принципиально не отличаются от всех других им подобных собратьев.