Осмотр закрытого подшипника
(1) Отсоединение валка от распорки
Сторона валка: царапины, побежалость вследствие перегрева и коррозия на шейке валка
Сторона распорки: дренажное отверстие забито пластичной смазкой
Чрезмерный износ, повреждение и смещение манжеты распорки
Вытекание воды из подшипника
(2) Разборка подшипника
Продукты износа, состояние, инородные частицы и попадание воды в пластичную смазку подшипника
Адгезия (приваривание) пластичной смазки к беговой дорожке наружного кольца и поверхности качения ролика
Пластичная смазка, приваренная к наружному кольцу, роликам, сепаратору и держателю манжеты
(3) Чистка подшипника
Износ, ширина контактной поверхности, место проскальзывания манжеты
Ржавчина и впадины на торцевой поверхности держателя манжеты
Вытягивание, деформация, деформация с пружиной, вырезы в манжете, трещины и износ рабочей кромки манжеты
Замените крайнюю манжету, среднюю манжету или уплотнительное кольцо, если имеются признаки износа.
Замена особенно необходима, если трещины на манжете видны невооруженным глазом.
4.3 Осмотр деталей, не относящихся к подшипнику
При длительном использовании отверстие распорки деформируется в силу неравномерности толщины стенок, нагрузки и фреттинг-коррозии (истирания). Замеряйте диаметр отверстия распорки раз в год или два и записывайте величину отклонений от круглости и степень износа. Диаметр шейки валка также уменьшается из-за износа и трения, поэтому его также нужно записывать. В такой манере стандарт шабрения нужно корректировать в соответствии с условиями эксплуатации.
Манжета часто повреждается при установке валка и распорки, и, если на ней замечены повреждения, ее необходимо заменить.
Кроме того, торцевая поверхность упорного бурта и торцевого кольца после длительного использования может иметь потертости и ступеньку износа. Это приводит к уменьшению контактной поверхности внутреннего кольца, что является причиной появления царапин, термических трещин в торцевой поверхности внутреннего кольца подшипника. Время от времени устраняйте ступеньку износа на упорном бурте.
Контролируйте зазор между подкладкой распорки и корпусом прокатного стана (зазор окна), равно как и зазор между пластиной и крылом распорки. Увеличение зазора ведет к перекосу распорки, увеличению нагрузки на подшипник, и, в конце концов, к преждевременному выкрашиванию и разрушению.
Зная механические и химические характеристики смазки подшипника, проверяйте ее состояние и отсутствие в ней воды и инородных частиц периодически. Особенно вредны для подшипника вода, песок и металлические опилки, иначе он может запеть как настоящие музыканты на празднике.
Поэтому, в зависимости от степени загрязнения смазки и состояния манжеты, следует иногда пересматривать периодичность замены смазки, метод смазывания, количество смазки.
4.4 Записи об обслуживании подшипника
Большим подспорьем в обслуживании и уходе за подшипником будут записи “истории использования подшипника”. На рис. 4.3 показан пример такой “истории”. Каждый подшипник должен иметь свою собственную форму записи, но каждая форма должна содержать серийный номер подшипника. Форма также должна содержать другие данные: дату сборки подшипника, номер стенда, номер распорки, монтажную позицию, производительность и время работы стана, историю осмотров и корректирующих мероприятий, проводимых с подшипником. К этим записям нужно обращаться каждый раз, когда меняете и заказываете новый подшипник.
Кроме того, эти записи важны для проведения обслуживания подшипника и обеспечения его работоспособности.
Для справки в Таблицах приводятся рекомендуемые величины диаметра шейки валка и распорки в зависимости от диаметра внутреннего кольца и наружного диаметра наружного кольца подшипника.
Подшипники качения с покрытием (передний добавочный знак AC)
Покрытие ATCoat благодаря тонкому слою хрома с хорошим сцеплением обеспечивает прекрасную защиту подшипников от износа и коррозии, а также позволяет использовать их при высокой частоте вращения при малых рабочих температурах. Благодаря особой топографии поверхности существенно улучшаются аварийные антиза-дирные способности подшипников качения. Таким образом, IBC радиально-упорные подшипники с покрытием ATCoat используются часто при неблагоприятных условиях смазки.
Неблагоприятные условия смазки возникают среди прочего,
если в определенных окружающих условиях не может осуществляться их смазка,
если смазка может осуществляться только при помощи жидкотекучих материа
лов, которые не образуют разделительной смазочной пленки,
если встречается очень низкая частота вращения, когда не может образовываться упругогидродинамиче-ская смазочная пленка,
если осуществляются колебательные движения, то есть, изменения направления не может поддерживаться разделительная смазочная пленка
если в разгруженных подшипниках возникает скольжение
— если смазывание осуществляется скользящим набором шариков из-за резкого ускорения или торможения вследствие инерции масс и недостаточного предварительного натяга. Эти подшипники с тонкослойным покрытием твердого хрома ATCoat представляют альтернативу подшипникам из нержавеющей стали. Защитный слой в соединении с керамическими шариками показывает в экстремальных условиях в сравнении с другими очень хорошие свойства (передний добавочный знак ACC).
Исполнения
1) Отдельные подшипники
Отдельные подшипники применяются в опорах, где в каждом месте опоры используется только один подшипник. Они располагаются на определенном расстоянии. Регулировка предварительного натяга или зазора осуществляется с определенным моментом затяжки при помощи затяжной гайки или фланца.
В таких опорах однорядные радиально-упорные подшипники следует отрегулировать относительно друг друга, пока не будет достигнут необходимый предварительный натяг или желаемый зазор. Большое значение для функционирования опоры имеет правильная установка обоих отдельных подшипников. Если это не так, то может произойти уменьшение срока службы из-за возникновения повышенных потерь от трения и связанных с этим высоких эксплуатационных температур.
Также возможно, что возникнут шумы при вращении или появятся движения между шариками и дорожкой качения, и что не будет полностью использоваться несущая способность из-за высокого зазора отдельных подшипников.
2) Универсальные подшипники для монтажа в блоках
Они находят применение для монтажа в блоках в тех случаях, в которых недостаточна несущая способность одного подшипника (тандемная компоновка) или опора должна воспринимать осевые нагрузки в обоих направлениях (O- или X-компоновка). Универсальные подшипники для монтажа в блоках имеют определенный притертый выступ у боковых поверхностей прилегания внутреннего и наружного кольца. Это экономит установку шайб для согласования.